Отрасль
По данным ГК «Детский мир» объем рынка детских товаров в России в 2012 году вырос на 10,5% и составил US$ 14 млрд. На фоне 4,6% роста общего рынка российского потребительского сектора, согласно прогнозам Renaissance Capital, сегмент детских товаров является одним из наиболее перспективных и быстрорастущих. При этом темпы роста ГК «Детский мир» превысили темпы роста рынка детских товаров России почти в два раза, а доля компании на рынке увеличилась с 5,8% в 2011 году до 6,4% в 2012 году.
Для российского рынка детских товаров особенно важно формирование законодательства в направлении снижения доли стихийной и неорганизованной розницы, продаж контрафактной продукции и некачественных товаров. В 2012 году существенных изменений законодательной базы в данном направлении не происходило, но тенденция к усилению ответственности за нарушения правил торговли и ужесточения судебной практики сохраняется, в том числе после вступления России в ВТО в августе 2012 года.
Перспективы отрасли
В ближайшие годы на российском рынке детских товаров будет укрепляться тенденция региональной экспансии, в частности, за счет прогнозируемого развития рынка качественной торговой недвижимости. Ввод в действие новых торговых площадей при существенно более низких ставках аренды по сравнению с Москвой и Московской областью делают регионы РФ более привлекательными для развития торговых сетей.
Доля неорганизованной розницы на рынке детских товаров будет продолжать снижаться в связи с развитием торговых сетей. Другим фактором, поддерживающим данную тенденцию, является качественное изменение структуры потребления. Согласно исследованиям РБК увеличение доходов россиян отражается не только на росте объема потребления в целом, но и способствует изменению потребительских предпочтений в пользу более качественной и безопасной продукции.
Наиболее перспективными сегментами рынка остаются товары для новорожденных, детская одежда и игрушки, составляющие около 80% всего сегмента.
Устойчивый рост в 2012 году
В 2012 году количество магазинов ГК «Детский мир» увеличилось на 44% до 216 (включая магазины сети ELC), а география сети пополнилась 22 городами присутствия в трех новых регионах в России и трех регионах в республике Казахстан.
В 2012 году была приобретена сеть магазинов «Центр раннего развития» (ELC), что позволило ГК «Детский мир» войти в нишу популярных детских товаров для раннего развития, расширить ассортимент за счет новых концептуальных товаров, а также перенять западные розничные технологии и успешный опыт в данном сегменте.
Компания является активным участником быстрорастущего рынка интернет-торговли. География доставки интернет-магазина www.detmir.ru увеличилась с 13 до 66 городов в 2012 году.
Операционная стратегия
Стратегия развития компании направлена, в первую очередь, на повышение операционной эффективности бизнеса за счет роста выручки на квадратный метр, сокращения операционных расходов, улучшения условий работы с поставщиками.
Компания сфокусирована на дальнейшем развитии собственных торговых марок, которые имеют более высокую рентабельность и повышают лояльность покупателей. Дальнейшее развитие интернет-торговли также остается одним из приоритетных направлений развития.
Среди других операционных задач можно отметить оптимизацию бизнес процессов и управления цепочками поставок, рост качества ИТ инфраструктуры.
Инвестиционная стратегия
Инвестиционная стратегия АФК «Система» нацелена на укрепление лидирующего положения ГК «Детский мир» на рынке и дальнейшее расширение сети с акцентом на органический рост в регионах России. Также возможны сделки слияний и поглощений в случае выгодных условий покупки и наличия синергии с компаниями Группы.
Результаты 2012 года
Финансовые показатели
Показатель, млн. US$
2012
2011
%
Выручка
893
783
17,0%
OIBDA
54
27
97,9%
Чистая прибыль в доле АФК
11
(6)
-
Долг
99
125
(21,3%)
Операционные показатели
Показатель
2012
2011
%
Торговые площади, тыс. кв. м
291
236
23,3%
Количество магазинов
216
150
44,0%
Основные события 2012 года
В июле 2012 года ОАО «Детский мир - Центр» приобрело сеть магазинов «Центр раннего развития» (ELC), которая работает в России по франшизе. ELC – динамично развивающаяся компания, представленная на конец 2012 года 20 самостоятельными магазинами, несколькими корнерами в магазинах «Детский мир» и интернет-магазином.